-
Прокуратурой района разъяснено законодательство о пожарной безопасности в лесах

Президент Российской Федерации определил, что стратегическими целями обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования являются сохранение окружающей природной среды и обеспечение ее защиты, ликвидации экологических последствий.

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72 Конституции Российской Федерации) находятся: обеспечение соответствия Конституции РФ и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, в том числе лесами, особо охраняемыми природными территориями.

Леса России являются одним из важнейших природных ресурсов страны. Они стабилизируют газовый состав атмосферы, водный режим, континентальный и глобальный климат, оказывают существенное влияние на экономику более 40 субъектов Российской Федерации, в которых продукция лесной промышленности составляет от 10 до 50% общего объема промышленной продукции. Следует обратить внимание на то, что около 94% лесов произрастает на землях лесного фонда.

Особенность лесов состоит в том, что они в отличие от других природных ресурсов являются возобновляемыми, что позволяет организовать практически их неистощимое использование.

Между тем самым опасным явлением, приносящим лесному хозяйству непоправимый ущерб, являются пожары, в связи, с чем охрана лесов от пожаров является важным направлением на сохранение их ресурсного потенциала.

Российское законодательство в области использования и охраны лесных ресурсов динамично изменяется на современном этапе. Это вызвано как необходимостью рационального включения лесов в гражданский оборот, охраны лесных участков, так и важностью обеспечения надлежащей реализации прав и законных интересов всех субъектов, осуществляющих лесопользование.

В Лесном кодексе РФ установлены приоритетные начала лесного законодательства, являющиеся безусловными ориентирами как для лесоохранной, так и для лесохозяйственной деятельности. Более того, нормы лесного законодательства должны устанавливаться и применяться в соответствии с принципами, предусмотренными в ст. 1Лесного кодекса РФ. Содержание принципов лесного законодательства охватывает отношения по управлению, сохранению, воспроизводству, охране, защите, использованию лесов, в том числе по обеспечению многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного лесопользования для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.

В конце 2010 года Лесной кодекс РФ был дополнен нормами о превентивных действиях, направленных на выявление факторов, приводящих к возникновению пожаров в лесах, а также на снижение рисков лесных пожаров. Введены нормы о мониторинге пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, который включает комплекс действий по наблюдению, контролю, организации системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств, организации патрулирования лесов, а также мероприятия по приему и учету сообщений о лесных пожарах, оповещению населения и противопожарных служб о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах. Значительное внимание в Лесном кодексе РФ уделено обеспечению санитарной и радиационной безопасности, а также ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах. Отдельным аспектом обеспечения естественного качества лесов является правовая регламентация воспроизводства лесов.

Только неукоснительное исполнение действующего законодательства о лесопользовании, о защите населения и территорий от лесных пожаров субъектами данных правоотношений может привести к повышению эффективности использования лесов при одновременном сохранении их средообразующих, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций.

Индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим свою коммерческую деятельность в сфере лесного хозяйства, необходимо знать, что в соответствии с Законом Иркутской области от 18.10.2010 №93-ОЗ «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Иркутской области» отсутствие на всех пунктах в доступном для обозрения месте наименования юридического лица (фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя), контактного телефона не допустимо. Содержание территории пунктов приема и отгрузки древесины в неудовлетворительном санитарном состоянии, не обеспечение соблюдение требований пожарной безопасности на объектах пунктов приема и отгрузки древесины является грубым нарушением санитарно – эпидемиологического законодательства, а также установленных правил пожарной безопасности соответственно.

В соответствии с Федеральным законом «О саниатро-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральным законом «Об отходах производства и потребления»: осуществление складирование отходов производства при отсутствии проекта развития промышленного предприятия или самостоятельного обращения с отходами на предприятия является нарушением. Не допустимо также в соответствии с вышеизложенными Федеральными законами и хранение отходов на не специализированных площадках, на площадках с отсутствием искусственного, водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, по периметру площадок должна быть обваловка.

Очень важным и актуальным вопросом в сфере «правильного» лесопользования, является вопрос поддержания экологии леса. Так, загрязнение, захламление окружающей среды, в том числе путем размещения отходов производства, само по себе влечет негативное изменение окружающей среды, деградацию естественных экологических систем. Следовательно, неисполнение обязанности по своевременной очистке лесосек от порубочных остатков может привести к нарушению надлежащего состояния территории лесосеки, что крайне не допустимо, является грубейшим нарушением, в том числе и Федерального Закона «Об охране окружающей среды» и законодательства о пожарной безопасности в лесах.

Администрациям Муниципальных образований необходимо иметь в виду, что осуществление полномочий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенного пункта является очень важным вопросом обеспечения безопасности жизни и здоровья граждан при возникновении лесных пожаров.

Элементарно, отсутствие на территории населенного пункта звуковой сигнализация для оповещения людей на случай пожара, является грубейшим нарушением и может привести к весьма плачевными последствиям.

Исполнение требований законодательства в части обеспечения вокруг населённых пунктов поселения противопожарных минерализованных полос также имеет очень важное значения для безопасности граждан и лесов от пожаров. Главами поселений необходимо обратить на это самое особое внимание, и при наличии соответствующих нарушений в этом направлении.

Помощник прокурора района Худяков С.С.

Назад